Январь.

Ответить
Аватара пользователя
УСМАНКА
Администратор
Сообщения: 5337
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 21:08
Реальное имя: Элла
Откуда: Воронеж

Январь.

Сообщение УСМАНКА »

Месяц года Январь

Согласно одной из существующих версий, первый месяц календарного года - месяц года Январь - был назван так по имени жившего в Риме за тысячу лет до нашей эры этрусского кузнеца Януса, который мастерил болты и замки для дверей, а после смерти стал языческим богом всех ворот, входов, выходов, истоков рек. В общем, богом всех начал, покровительствуя заодно путешественникам и морякам. Он считался одним из популярнейших представителей «небесной элиты», о чем свидетельствует его изображение, отчеканенное на римской монете ассе. Януса всегда изображали с двумя лицами, одно из которых было обращено в прошлое, а другое -в будущее. Поэтому месяц, начинающий новый отчет времени и подводивший черту под старым годом, был назван январем, то есть месяцем Януса. А у бога Времени появились новые символы власти: песочные часы, ключи и два перстня, на одном из которых стояло число 300, а на другом -65 согласно количеству дней в году. Впрочем, в России январь еще долгое время величали Васильевым месяцем, называя его так в честь святителя Василия Великого. А кроме того, он был новолетником, молибожником, ладнем, лютовеем, трескуном, стычнем, полузимником, переломом, сеченем и просинцом, нисколько от этого своего величия не теряя. Ведь «Батюшка январь -зимы государь, всему году запевала».
Аватара пользователя
УСМАНКА
Администратор
Сообщения: 5337
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 21:08
Реальное имя: Элла
Откуда: Воронеж

Re: Январь.

Сообщение УСМАНКА »

1 января. Месяц январь - зимы государь, весне дедушка, а всему году запевала. И от того, как проходил его первый день, во многом счастье и благополучие зависело.

С раннего утра до позднего вечера шумел и радовался на улицах народ, приветствуя ряженых, катаясь на санях, затевая шумные озорные игры. Соседи, родственники и друзья ходили из дома в дом под видом «сеятелей», бросая горсть земли в красный угол, поздравляя хозяев с праздником, желая им здоровья и хорошего урожая. А они, в свою очередь, должны были на славу угостить «сеяльщиков», одарить гостинцами ребятишек, приветить стариков, да так, чтобы никто из пришедших в обиде не остался. Ведь чем больше приятных гостей посещало в этот день дом, тем больше приятных новостей ждало хозяев в новом году.

Народный праздник 1 января. Согласно бытовавшему когда-то мнению, 1 января нельзя было отдавать долгов, чтобы потом весь оставшийся год не рассчитываться. В этот день запрещалось выполнять тяжелую и грязную работу, ругаться, поминать нечистую силу. В общем, нужно было стараться не попасть «в историю», чтобы не каяться и не мыкаться затем понапрасну. «Как год встретишь, так его и проведешь», «Счастливое Новогодье - счастливый год ворожит».

А сколько всевозможных примет, обычаев и обрядов было с этим днем связано. Например, мужики, желающие узнать, насколько урожайным станет грядущий год, должны были, придя с заутрени, начертить в снегу на перекрестке дорог крест, приложиться к нему ухом и внимательно вслушаться. Если покажется, что едут к перекрестку тяжело груженные сани,- год наверняка урожайным окажется. А если ничего не слышалось или рядом порожние сани проезжали - на изобилие и благополучие трудно было рассчитывать.

Впрочем, для верности, погадав на перекрестке и отряхнув с коленей снег, шли на гумно зубами былинки дергать. Былинка колосистая, полная зерна удачу ворожила, а обычная соломинка пустые хлопоты предсказывала. Те, кому дважды не везло, старались не отчаиваться, а еще раз судьбу испытать. Для чего, набрав по горсти колосков разного хлеба и связав из них крошечные снопики, поздно вечером выставляли их на улице в том месте, где сердце подсказывало. А на то, какой хлеб в наступившем году лучше уродится, выступивший на колосках иней показывал. На котором из снопиков его больше оказывалось, то зерно и нужно было к севу готовить.

Бабы на затеи мужиков с уважением и опаской поглядывали, а захмелевшие старики лишь в усы улыбались. Ведь они, не утруждая себя беготней от гумна к перекрестку, а только вокруг поглядев, о будущем урожае могли уже многое рассказать. Например, сильный ветер на обилие орехов указывал, звездная ночь горох, чечевицу и ягоды обещала, ясное утро с крепким морозцем хлеб ворожили, а если до обеда было пасмурно, следовало к позднему посеву готовиться.

Молодежь виды на урожай нисколько не заботили, куда важнее для них было решение вопросов собственной судьбы, связанной, как правило, с удачной женитьбой. Недаром же так усердно мели полы в Новогодье девушки на выданье, стараясь отыскать хоть маленькое зернышко, символизирующее счастливый брак. А чтобы будущий дом был богат, крепок и благополучен, не ленясь переодевались они в течение дня по нескольку раз, наряжаясь во все самое лучшее и дорогое. И при этом все, как одна, завидовали ненароком чихнувшей подружке. В Новогодье чихнуть - с счастьем поздороваться!
Аватара пользователя
УСМАНКА
Администратор
Сообщения: 5337
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 21:08
Реальное имя: Элла
Откуда: Воронеж

Re: Январь.

Сообщение УСМАНКА »

Народный праздник 3 января

3 января. Еще продолжала по городам и весям шуметь и веселиться молодежь, отмечая новогодний праздник, а хозяева степенные

отгуляв, отдохнув и выспавшись хорошенько за дела принимались. «Мужик-проказник - работает и в праздник», ведь у него «сердце радостно поет, а голова спать не дает». Да к тому же Петр Полукорм напоминал о быстротечности времени, вместе с которым стремительно таяло все, что было осенью припасено.

В подвалах, где еще месяц назад от обилия овощей, солений, варений хозяйки с трудом разворачивались, к этому дню уже и на полках заметно редело, и бочки с маринадами полупустыми стояли. Скудели погреба, а «в амбарах и овинах все дошло до половины». Значит, пришла пора подсчитать оставшееся и распределить его так, чтобы до нового урожая хватило.
Аватара пользователя
УСМАНКА
Администратор
Сообщения: 5337
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 21:08
Реальное имя: Элла
Откуда: Воронеж

Re: Январь.

Сообщение УСМАНКА »

6 января. Канун Рождества, его навечерие называли в народе Сочельником из-за обрядового блюда «сочива», которое было непременным атрибутом предрождественского стола и состояло прежде из хлебных зерен, размоченных водой. Чуть позже сочиво стали готовить на миндальном и маковом молочке, добавляя мед. Но в любом случае в память о звезде вифлеемской за стол не садились «до первой звезды предрождественской», начиная вечернюю трапезу с кутьи, сочива и взвара.

В это время в церквях проходила торжественная служба, а те, кто на нее по тем или иным причинам не могли попасть, славили Господа дома, рассказывая детям о рождении Иисуса Христа, о волхвах и святых апостолах. Так исподволь воспитывалось в ребенке уважение к традициям и обычаям не только своего народа, но и всего христианского мира.

Поздно вечером, когда совсем уже смеркалось, ходила по домам веселая Коляда, состоящая из шумной толпы ряженых, прославляющих Господа и желающих хозяевам здоровья и благоденствия. У древних славян Коляда символизировала тепло, дарующее плодородие земле и веселье людям. В колядках - обрядовых песнях- воспевалось солнце, звучали пожелания богатого урожая и счастливого брака. Под влиянием церкви, не признававшей славянскую Коляду, из колядок со временем стали исчезать языческие символы, уступая место христианским. Что, впрочем, нисколько не сказалось на щедрости и гостеприимстве тех, кто во все времена с удовольствием и от души одаривал колядующих всевозможными лакомствами, специально для этого дня приготовленными.

Календарь праздников. Народный праздник 6 января. Но Сочельник считался прежде всего семейным ужином. Когда в доме царили мир, покой и согласие, а все горести и печали предавались забвению. По старинному обычаю праздничный стол сначала посыпали сеном - в память о вертепе и яслях, первом пристанище Христа. Потом его покрывали скатертью, из-под которой самый уважаемый член семьи должен был вытянуть соломинку. Если она оказывалась длинной - рассчитывали на хороший урожай, короткая соломинка предрекала бескормицу. А девушки в Рождественский сочельник гадали на кутье. Для чего нужно было плеснуть ее из ложки на дверь и внимательно слушать, о чем станет говорить первый человек, ее отворивший. Каков был предмет его разговора, такова была и судьба гадавшей. Остальные члены семьи предпочитали и кутью, и сочиво, и взвар использовать по прямому назначению, угощаясь ими с превеликим удовольствием.
Аватара пользователя
УСМАНКА
Администратор
Сообщения: 5337
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 21:08
Реальное имя: Элла
Откуда: Воронеж

Re: Январь.

Сообщение УСМАНКА »

7 января. По церковному преданию в ночь на 7 января (25 декабря по старому стилю) родился Иисус Христос. Перед рождением Спасителя в Римской империи, к которой в то время относилась и Палестина, проходила всенародная перепись. Мария и ее муж Иосиф, как представители Давидова рода, должны были прибыть в Вифлеем (город Давида), чтобы внести свои имена в список подданных кесаря. А Назарет, где проживала тогда супружеская чета, отделяло от Вифлеема примерно трое суток пешего пути. Мария, ожидавшая рождения ребенка, не могла идти быстро, поэтому, когда они подошли к городу, все постоялые дворы и гостиницы были уже переполнены, а жители обычных домов не захотели принимать на постой женщину «в тягостях».

Не найдя теплого пристанища в городских кварталах, Иосиф и Мария вынуждены были остановиться на окраине Вифлеема в известковой пещере, куда пастухи в непогоду загоняли свое стадо. В этом убогом пристанище вдали от людей, в холодную зимнюю ночь появился на свет Иисус Христос - будущий Спаситель человечества.

Календарь праздников. Народный праздник 7 января. Первыми о тайне его рождения узнали находившиеся неподалеку от вертепа (пещеры) пастухи, которым, по преданию, об этом радостном событии возвестил спустившийся с неба ангел. А следом за пастухами в известковую пещеру, где в яслях на соломе лежал новорожденный Богочеловек, пришли волхвы, принадлежащие к трем разным племенам. Старец Мельхиор - халдейский царь, Валтасар - перс по происхождению и юный эфиоп Каспар.

Волхвы не были чародеями, как считают многие, их, по нынешним меркам, скорее, можно назвать учеными астрономами или астрологами. Наблюдая за небом, они стали невольными свидетелями рождения новой удивительно яркой звезды, появившейся на небосклоне к востоку от Вифлеема. В ней мудрецы сразу же узнали звезду, о которой прорицатель Валаам предупреждал еще за 1450 лет до Рождества Христова. Согласно его пророчеству, звезда должна была возвестить человечеству о рождении истинного Царя, который станет владеть и править всем миром. Вслед за этой загадочной и нестерпимо яркой звездой, будто указывающей им путь, волхвы и отправились в Иудею, чтобы поздравить Богоматерь с рождением Спасителя и возложить к его ногам свои дары: ладан, золото и смирну.

Праздник Рождества Христова считается Величайшим, Всемирным и Радостнейшим. Рождеству предшествует сорокадневный пост, который заканчивается Навечерием Рождества, или Сочельником. А со времен правления римского императора Юстиниана отмечаются и зимние рождественские святки, которые начинаются за неделю до Рождества и продолжаются до самого Крещения. Издавна принято было первую неделю святок называть Святые вечера, а вторую - вечера Страшные. Наверное, от того, что народ в это время уже не столько о благочестии пекся, сколько мирским и даже языческим наслаждениям предавался, занимаясь гаданием, колядованием, пением подблюдных песен и хождением ряженых по домам.

Едва наставал первый святочный день Страшных вечеров, как на улице появлялись маленькие выряжонки, в сумерки наряжались подростки, а к ночи уже плясали, пели и «представлялись» взрослые. Девицы любили рядиться в мужское платье, а юноши - в женское. Лица закрашивали сажей, на голову надевали самодельные «кудельные космы», в рот вставляли вырезанные из репы зубы, а к шапкам прикрепляли воловьи рога, превращая порой ряженого в жуткого дьявола. Хотя не меньше любили рядиться цыганами, солдатами и медведями. Вечером орава колядующих носилась по деревне, вваливаясь в избы и вовлекая хозяев в свои шумные игры.

А кроме того, на Рождество жгли костры, полагая, что усопшие родители могут возле них обогреться и что от этого огня летом непременно пшеница уродится. Спутывали ножки столов, «привязывая» скотину ко двору. Кормили овец первым испеченным на Рождество блином, чтобы в новом году они здоровыми были. А курам в этот день даже зерна не давали, дабы они летом огородов не копали. Хозяин в рождественскую ночь со двора старался не уходить для того, чтобы ненароком «не вынести из избы достатка и благополучия». А первого пришедшего с поздравлениями гостя принято было на меховой тулуп сажать в надежде на большой приплод ягнят.

В разговенье, то есть первое рождественское утро нельзя было пить за завтраком воду - иначе летом на сенокосе от жажды иссохнешь. Не принято было в этот день заниматься «гнутой работой», то есть мастерить обручей, полозьев, хомутов, чтобы скотина без приплода не осталась. А в надежде на урожайный год все, как один, встречали праздник в новых платьях.

Что же касается «природных» примет, то их на Рождество было множество, причем все только хорошее предсказывали. Выпавший на праздник снег - большие хлеба ворожил, звездное небо - горох сулило, иней - богатый урожай садовых плодов предсказывал, метель пчелиных старателей радовала, а гладкие дороги густую гречиху обещали.

Но какой бы ни случилась в этот день погода, чем бы ни заняты были люди в светлый праздник Рождества Христова, каждый в память о том, как отказали жители Вифлеема Богоматери в ночлеге и ужине, ставил на окошко зажженную свечу, словно приглашал Господа и Богородицу в гости.
Аватара пользователя
УСМАНКА
Администратор
Сообщения: 5337
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 21:08
Реальное имя: Элла
Откуда: Воронеж

Re: Январь.

Сообщение УСМАНКА »

8 января. Бабьими кашами называли в народе праздник повивальных бабок, которых на святой Руси почитали особо. О их Богом данном даре - «родимице-родильнице пособлять» - было сложено немало пословиц и поговорок. Говорили, например: «У каждой бабки свои ухватки», «Погоди, не роди, а за бабкой сходи», «Бабка придет, всякому делу подсобит», «Бог с милостью, а бабка с руками». Хорошая повитуха всегда была нарасхват, потому что от нее в немалой степени зависело благополучное течение родов и появление на свет здорового малыша.

Благодарные крестьяне вечером этого морозного январского дня с женами и детьми приходили к повивальным бабкам, угощали их самым вкусным из того, что специально к этому дню наготовили, и сами угощались знаменитыми «бабкиными кашами». В отличие от обычной бабкина, или крестильная, каша была «богатой», то есть скоромной: сытной и очень вкусной. По крайней мере, для нее не скупились на такие добавки, как молоко, сливки, масло, яйца. Готовую кашу украшали маком, ягодами, орехами, половинками яиц, запекали в ней курицу или петушка в зависимости от того, родилась в семье девочка или мальчик.

Календарь праздников. Народный праздник 8 января. По сложившейся традиции один из горшков с кашей разбивали «на счастье», а затем уже начинали потчевать каждого приходящего «на огонек», да не абы как, а непременно «с закавыкой». Например, отца недавно родившегося младенца кормили кашей «с потехою», в которой был намешан хрен, перец, горчица или положено соли сверх всякой меры. Считалось, что таким образом он хоть в какой-то степени разделит со своей женой мучения, испытанные ею при родах. Молодую мать одаривали грецкими орехами, чтобы прибывало молоко. А ребятишек угощали кашами сладкими, рассчитывая на их благосклонность к новорожденному. Кроме того, каждому из них, чтобы был речист, боек и за словом в карман не лез, горстями выдавали сладкие орешки и сушеный горох. Перекатывая это лакомство во рту, дети переставали картавить, шепелявить, а кроме того, избавлялись от порока, который в народе называли «кашей во рту».

А еще по бабкиным кашам на судьбу гадали. Если во время приготовления вылезала она из горшка в сторону печи - рассчитывали на счастливый, благодатный год, в противном случае к неприятностям готовились. Которые, впрочем, можно было избежать, если «несчастливую» кашу вместе с горшком утопить в проруби.
нваря.
Аватара пользователя
УСМАНКА
Администратор
Сообщения: 5337
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 21:08
Реальное имя: Элла
Откуда: Воронеж

Re: Январь.

Сообщение УСМАНКА »

9 января. «Дождись Степана- станешь паном»,- говорили когда-то люди сердобольные тем, кто не имел своего хозяйства или оно по какой-то причине в упадок приходило. Дело в том, что день святого апостола первомученика и архидиакона Стефана считался одним из основных годовых сроков для найма батраков. А на севере России в это время проходили выборы пастухов, с которыми принято было заключать договоры, в том числе и об оплате, которая крестьянам порой «в копеечку выливалась». Хороший пастух в те времена «в цене был», слывя человеком солидным и уважаемым. Поэтому деревенские хозяйки с удовольствием отдавали в подпаски своих подрастающих сыновей, говоря им при этом: «В пастухи наймешься - вся деревня в долгу».

Во все времена любящие матери, заботясь о будущем своих детей, желали им здоровья, счастья и благополучия. Но, к сожалению, жизнь не всегда складывается так, как того бы хотелось. Недаром говорят: «Человек предполагает, а Господь располагает». И, видно, не только на земле судьбы людские решаются.
Аватара пользователя
УСМАНКА
Администратор
Сообщения: 5337
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 21:08
Реальное имя: Элла
Откуда: Воронеж

Re: Январь.

Сообщение УСМАНКА »

11 января – по народному календарю Страшный день. В этот день загадывают детям загадки и рассказывают на ночь сказки. Издавна Страшный день считался весьма успешным для гаданий.
Аватара пользователя
УСМАНКА
Администратор
Сообщения: 5337
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 21:08
Реальное имя: Элла
Откуда: Воронеж

Re: Январь.

Сообщение УСМАНКА »

12 января. Стремительно проносится время. Мужает январь, морозной силы и лютости набираясь. А на матушку Анисью холода и вовсе над землей повисли, не давая зимнему солнышку даже в полдень землю теплом обласкать.

В это студеное время в российских деревнях принято было гусей резать и свиней «под нож пускать», заготавливая «свининку да боровка для Васильева вечерка». А по тому, какими оказывались их внутренности, о предстоящей погоде судили. Гладкая и ровная селезенка, по мнению людей знающих, на столь же ровную зиму указывала, без наступления внезапных оттепелей, лютых холодов и обильных разрушительных снегопадов. Если печень широкой стороной к брюху прилегала - ждали морозов с перезимьями, а утолщение в ее середине холодный февраль предсказывало.

Пока мужики над свиными тушами ворожили, хозяйки их «горшками в печи стучали», готовя всевозможную снедь к предстоящему празднику. Щедрый стол, накрытый к Васильеву вечеру, должен был обеспечить работящей крестьянской семье круглогодичный достаток. А согласно бытовавшему мнению «Была бы свинка - будет и щетинка»,,да и «Кишка свиная - еда не худая».
Аватара пользователя
УСМАНКА
Администратор
Сообщения: 5337
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 21:08
Реальное имя: Элла
Откуда: Воронеж

Re: Январь.

Сообщение УСМАНКА »

13 января – Маланья. Васильев вечер. Щедрый вечер. Если Васильева ночь звёздная – летом ягод много родит. Наши предки верили, что в ночь под Василия ведьмы месяц крадут. Девушки в этот вечер обычно гадают о своём замужестве.
Аватара пользователя
УСМАНКА
Администратор
Сообщения: 5337
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 21:08
Реальное имя: Элла
Откуда: Воронеж

Re: Январь.

Сообщение УСМАНКА »

14 января. Официальная церковь отмечает* в этот день сразу два праздника. Один из них - Обрезание Господне - введен в христианский календарь примерно в середине IV века. Это воспоминание о том, как Богомладенец, подобно всем новорожденным мальчикам Иудеи, на восьмой день своего рождения по законам этой страны прошел обряд обрезания и был назван Иисусом. Тем самым подчеркнув и доказав, что он не призрак во плоти, а настоящий человек, «исполняющий всякую правду- весь закон», который «как прочие сделался повинным и оставался должным».

Народный праздник 14 января. Кроме того, этот зимний день посвящен памяти святителя Василия Великого, исповедавшего обрезание духовное, то есть аскетический образ жизни, проводимой в труде и молитвах. На Руси этот святой почитался особо и был столь же любим и уважаем, как Николай Чудотворец. А так как день его памяти по старому летоисчислению приходился на 1 января, приметы, обычаи и обряды, с ним связанные, во многом напоминали новогодние.

Впрочем, Васильев день до сих пор называют Новым годом, точнее Старым Новым годом так же, как встарь, накрывая праздничные столы, гадая «на счастье» и даже колядуя. Только, в отличие от Рождества, на Васильев вечер не столько Бога славят, сколько засевальные песни поют, рассыпая у порога зерна овса, пшеницы, гречихи или ржи, приговаривая: «Уроди, Господь, всякого жита по закрому, что по закрому да по великому, чтобы хватило жита на весь крещеный мир».

Во все времена благодарные хозяева щедро одаривали поющих, не забывая угостить их кусочками свиных блюд, приготовленных для праздничного стола, подавая «Кишку да ножки в верхнее окошко». Ведь Василия считали в народе покровителем свиней, отдавая в этот день должное свиной требухе с кашей и мясом, всевозможным запеканкам, студням, окорокам, да и «Кишка свиная - еда не худая», а «Лакомый кусочек сразу в роточек».

И вот еще что. Настоящий Новый год считался на Руси праздником семейным, да и продолжавшийся в это время Рождественский пост, не позволявший «вкушать скоромное», заставлял хозяев скромничать, не приглашая гостей к постному столу. А Васильев вечер, щедрый и богатый на угощенья, в одиночестве не принято было проводить, поэтому с особой охотой «сосед к соседу шел на беседу», по дороге примечая: «Если луна идет на ущерб - большой воды весной не будет», «Привалило снегу к заборам - к неурожаю, а коли повыдуло - уродит земля», «Небо звездисто - год ягодистый». А если затягивало месяц тучками, подгулявшие крестьяне спешили в ближайшей избе укрыться, полагая, что это ведьма небо занавесила, пытаясь «рогатого звездного пастуха» похитить. Быть свидетелями подобного разбоя никому не хотелось, а всласть посудачить об этом в кругу друзей за празднично накрытым столом - одно удовольствие.
Аватара пользователя
УСМАНКА
Администратор
Сообщения: 5337
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 21:08
Реальное имя: Элла
Откуда: Воронеж

Re: Январь.

Сообщение УСМАНКА »

15 января. Хоть и считался этот день в народе куриным праздником, да, прежде чем за уборку птичника приниматься, стоило о себе и близких своих подумать. Ведь согласно существовавшему когда-то поверью, на Сильвестра-Курятника черти из ада сестер-лихорадок выгоняли. А они, чтобы не замерзнуть, норовили в теплых избах спрятаться, выместив обиду на первом под руку попавшемся.

Помня об этом, предусмотрительные хозяйки, встав задолго до восхода солнца, мыли заговоренной водой притолоки у дверей, трижды поименно окликая каждую из окаянных сестриц-трясовиц: Духлея, Огнея, Лелея, Гнетея, Грудина, Глухея, Ломея, Пухнея, Шелтея, Корчея, Глядея, Невея. Эти нехитрые, казалось бы, манипуляции, по мнению предков наших, надежно ограждали дом от вторжения незваных гостей, сохраняя людей и скотину «от прилипчивых болезней».

Замерзшие горе-сестрички, покружив над стылой землей и не найдя пристанища, возвращались обратно в ад у сатанинского костра до самой весны греться. А люди, накинув для верности на шеи собачьи удавки, которых лихорадки почему-то очень боялись, шли в птичники, чтобы окурить их смолой с девясилом, почистить, подправить, да лишний раз на курочек взглянуть, заодно примечая: «Если в свой праздничный день они на одной ноге стоят и хвостами крутят, значит, не сегодня-завтра следует ждать сильного похолодания. Прячет под себя наседка цыплят, а куры беспокойно кудахчут - к снегопаду и метели. Дерутся - к новостям, а если прыгают с насеста на насест - не миновать ссоры с соседями». Может быть, поэтому не принято было на Сильвестра по гостям ходить. А чтобы не остался куриный праздник без внимания, деревенские хозяйки варили в этот день сахарных петушков, щедро одаривая ими и своих ребятишек, и соседских.
Аватара пользователя
УСМАНКА
Администратор
Сообщения: 5337
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 21:08
Реальное имя: Элла
Откуда: Воронеж

Re: Январь.

Сообщение УСМАНКА »

16 января. Бывает же такое - обычно очень точный в своих определениях народ, назвав этот январский день «Тихим днем Малахии Доильницы», дважды ошибся. Во-первых, святой пророк Малахия, живший за 400 лет до Рождества Христова, хоть и слыл человеком необыкновенно душевным и благочестивым, был, извините, мужчиной. А во-вторых, согласитесь, день, когда из припадочных, одержимых и кликуш изгоняют нечистую силу назвать Тихим довольно сложно.

Впрочем, наш народ не только мудростью, но и чувством юмора обделен не был. Да и не узнать сейчас - досадное недоразумение в названии дня сказалось или чья-то пущенная по ветру шутка к листку календаря пристала. Пусть этот вопрос каждый сам для себя решает, а мы постараемся поделиться всем, что сумели разузнать об этом действительно загадочном дне.

Народный праздник 16 января. Испокон веку на Руси принято было одержимых, порченых и припадочных кажениками называть. Считалось, что людей этих «обошел, обвеял нечистый ветер», поэтому одни из них впадали в беспамятство, другие - в бешенство, а третьи погружались в меланхолический бред. Исцелить Каженика мог лишь очень опытный знахарь, владеющий специальной «заговоренной молитвою», использовать которую разрешалось только один раз в году - на Малахию Доильницу. Но даже среди сильных колдунов и умудренных опытом знахарей дело это считалось крайне опасным и далеко не всегда заканчивалось благополучно. Ведь изгнанная из тела Каженика нечистая сила стремилась тут же найти себе другое пристанище, поселившись в очередном бедолаге или пристроившись в хозяйской Буренушке.

Стремясь оградить себя от подобных неприятностей, простодушный деревенский люд держался от места обрядового действа на почтительном расстоянии, загораживая двери хлева осиновыми деревцами, а самих коровушек перепоручая на время заботам Домового. Для чего нужно было войти в горницу, поклониться в пояс и произнести: «Дедушка-доможирушко, береги мою скотинушку. Пои да корми, да гладко води».

Но ведь не в каждой деревне жили каженики, а день Малахии Доильницы не только изгнанием нечистой силы «из болезных и порченых» отмечен. Поэтому те, кого судьба здоровьем не обошла, «жалобами Бога не гневили», а занимались потихоньку своими повседневными делами. Не забыв, правда, смастерить для ребятишек глиняную коровку, убраться в хлеву, а во время вечерней дойки лишний раз обласкать коровушку, приговаривая: «Беги молочко по жилочкам да в вымечко, из вымечка да в подойничек, из подойничка да по крыночкам, на толсту сметанушку да жирный творожок».
Аватара пользователя
УСМАНКА
Администратор
Сообщения: 5337
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 21:08
Реальное имя: Элла
Откуда: Воронеж

Re: Январь.

Сообщение УСМАНКА »

17 января – Феоктистов день. В этот день в доме брызгают святой водой, а женщины разводят ею мел или муку и рисуют на дверях кресты, чтобы нечистая сила ослабла. Если на Феоктиста небо чистое и светит полная луна – будет сильное половодье.
Аватара пользователя
УСМАНКА
Администратор
Сообщения: 5337
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 21:08
Реальное имя: Элла
Откуда: Воронеж

Re: Январь.

Сообщение УСМАНКА »

18 января. День, предшествующий Богоявлению, мало чем отличался от Рождественского сочельника. По существовавшим традициям, прибрав дворы, помыв избы и нарисовав мелом кресты по углам и притолокам, отправлялись православные христиане в храм на праздничную службу, возвращаясь домой с освященной в церкви водой. Ею полагалось умыться и окропить избу, хозяйственные постройки, скотину, птицу, улья, а так же погреба и подвалы.

Хотя, говорят, даже снег, выпавший в Крещенский сочельник, и речная вода, принесенная в полночь, обладали немалой целительной силой. Поэтому их старались сохранить подольше, потихоньку скармливая, курам, чтобы лучше неслись, и подмешивая в корм скоту, «дабы были не зыбки коровки и лошадки».

Календарь праздников. Народный праздник 18 января. В общем, за хозяйством в этот день следили строго, а сами, как и в канун Рождества, постились до появления на небе первой звезды. Только трапеза Крещенская была значительно скромнее Рождественской, ее называли даже голодной кутьей, стараясь придерживаться строгих обрядов, заведенных в разных областях России. Например, в Тверской губернии на Крещенский сочельник пекли постные сочни с ягодами, калужане толкли сырой ячмень, приправляя его медом и запаривая в закрытой печи, а москвичи предпочитали пресные лепешки на конопляном масле.

В этот зимний день особенно внимательно за погодой следили. И если утром шел снег - надеялись на хороший урожай. А чтобы узнать, какой хлеб лучше уродится, оставляли на ночь во дворе по горсти разного зерна - на каком нарастало больше инея, тот и сеяли. Метель в канун Богоявления снежную масленицу предсказывала и доходный год для «пчелиных старателей». Ветер, с юга задувавший, грозовое лето ворожил, а звездная ночь сулила рождение белых ярочек (ягнят) и невиданный урожай гороха. А чтобы даже самое засушливое лето не погубило «ни зернышка, ни яблочка», рачительные хозяева в этот день убирали со стогов снег, бросая его «для спорины и подспорья» в колодцы.

Впрочем, судьба садов и урожая зерно-бобовых интересовала, в основном, степенных деревенских мужиков, а молодежь в Крещенский сочельник предпочитала «о собственной доле узнать поболе», потому что канун Богоявления считался в народе главным днем святочных гаданий.
Аватара пользователя
УСМАНКА
Администратор
Сообщения: 5337
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 21:08
Реальное имя: Элла
Откуда: Воронеж

Re: Январь.

Сообщение УСМАНКА »

19 января. Недаром, видно, говорят: «Кто рано встает, тому Бог подает». Попробуйте Богоявленским утром подняться пораньше и

на небо помолиться, обратившись с вопросом или просьбой. Люди знающие уверяют, что в это время «врата небесные» открытыми стоят и каждое слово, к Богу обращенное, сквозь них свободно течет. Не напрасно же святочные дни считаются временем духовного общения земли и неба, людей и Бога. А большой двунадесятый праздник Богоявления, или Крещения Господня, подводящий итоговую черту под двенадцатидневными святочными вечерами, полон чудесных знамений, превращений и деяний. При этом оба названия праздника даны ему в честь события многовековой давности, происшедшего на берегах реки Иордан.

Евангелие повествует, что после тридцати лет довольно уединенной жизни в Назарете Иисус Христос решил стать участником обряда крещения, придя вместе с другими людьми на берег реки к Иоанну Предтече. В тот момент, когда пророк стал омывать его тело, разверзлись небеса и Дух Святой в виде голубя снизошел на Иисуса, а голос Бога Отца возвестил: «Это Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». Таким образом во время одного знаменательного события - Крещения Господня - произошло другое, еще более важное - Богоявление, то есть перед замершим в удивлении и восхищении народом была явлена тайна Троицы. При этом и Бог Отец, и Святой Дух оставались для простых людей недосягаемым совершенством, а Бог Сын, принимая обряд крещения, отождествил себя с грешным народом, нуждающимся в прощении, спасении и возрождении.

Календарь праздников. Народный праздник 19 января. Своим таким земным и понятным каждому поступком Иисус Христос будто давал понять людям, что пришел в мир не для осуждения и наказания, а чтобы, соединившись с ними, «дать закон и правила, сделав всех равноправными участниками своей совершенной и безгрешной жизни».

В память об этом событии ежегодно 19 января во всех российских православных храмах совершаются праздничные молебны с торжественным крестным ходом и обязательным Водосвятием. Для чего на одном из водоемов на издавна установленном месте прорубается прорубь- Иордань, в которой все желающие набирают «святой водицы», храня ее целый год и используя в качестве чудодейственного средства «от немочи телесной и посягательств нечистого». А те, кто на святках рядился или чувствовал после праздников недомогание, купались в этой проруби голышом, смывая с себя болезни и невольные грехи.

После Водосвятия и всех обязательных обрядов в прорубь втыкали палку, чтобы плодились в хозяйстве голуби и пчелы, а мужики оставляли рядом с ней кнут, надеясь таким образом «урезонить» излишне резвых и непослушных лошадей.

В некоторых губерниях на Крещение возле Иордани устраивались смотрины, на которых парни высматривали себе невест, чтобы успеть до масленицы свадьбу сыграть и новый сельскохозяйственный сезон начать самостоятельными хозяевами. А он, судя по тому, как густо сыпал с неба снег, обещал быть на редкость урожайным. Значит, можно было на достаток и благополучие рассчитывать, а к следующему празднику и ребеночком обзавестись, подгадав его крещение ко дню Крещения Господня.

Во время таинства крещения церковными служащими и всеми участниками этого события совершается сразу несколько обрядов, каждый из которых имеет свое символическое значение. Обращение младенца к западу означает для него отречение от сатаны, помазание елеем - вселяет силу и уверенность в борьбе с темными силами зла, погружение в воду - очищает от грехов. Крест и белая одежда символизируют чистую, праведную жизнь, пострижение волос - предание новокрещеного воле Божией, а хождение вокруг купели - вечность. Миропомазание, во время которого священник с помощью небольшой кисточки наносит освященным миром (благовонным маслом) кресты на лоб, глаза, уши, ноздри, губы, грудь, руки и ноги младенца, является символическим освящением всех его чувств, дел и поступков.

Завершается таинство крещения обрядом воцерковления, когда священник берет на руки младенца подобно тому, как брал святой праведный Симеон на руки родившегося Спасителя.
Аватара пользователя
УСМАНКА
Администратор
Сообщения: 5337
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 21:08
Реальное имя: Элла
Откуда: Воронеж

Re: Январь.

Сообщение УСМАНКА »

20 января. Еще не успели православные после крещенского мороза в избах отогреться, а уж перезимье весть о весне подает. Хоть и тяжелы снега глухозимья, а коль деревья в инее, значит, небо будет синее, и, разгорячившись на радостях, январское солнце напомнит о себе неожиданным в это время теплом, заставив сосульки всплакнуть по дряхлеющей потихоньку зиме.

Но людям, похоже, ее ничуть не жаль. Они, опьяненные светом, веселой толпой ходят по улицам от избы к избе, распевая озорные частушки, самая актуальная из которых звучит приблизительно так: «Накурило, намело снегу голубого. Ноне женят мясоедом всякого-любого».

Так вот оказывается от чего мужики уже с утра пьяны. Не яркое солнце заставило их от радости захмелеть, а добрый соседушка, пригласивший начало мясоеда отметить чаркой крепкой медовухи или кружкой домашнего пива.

А как не выпить за праздничек, «без поливки и капуста сохнет». Да и любезный сердцу сосед не без причины к столу зазывал, а приглашал сватом быть, засылая в дом приглянувшейся девушки, от смущения наполняя рюмку за рюмкой и без конца приговаривая: «Из полу ведра через край до дна». «Пей пивцо, запивай винцом, да и водка - вину тетка, рот дерет, а хмель не берет». «Не пей за столбом, а пей за столом. Чарка вина прибавляет ума». «Пей досуха, чтоб не болело брюхо, пей до дна - прибавляй ума!» Ну как после таких слов откажешь другу разлюбезному, а ворчливой жене можно напомнить, что «муж ее хоть не пригож, зато во хмелю угож». И если к тому же «пьян, да умен - два угодья в нем, а коли рьян да глуп - таких чаще бьют». Да и вообще, чего она беспокоится, когда всем известно: «Малого да пьяного сам Бог бережет».

А вот тут, уважаемые, ошибочка вышла, не Господь пьяных бережет, а чертушка овладевает запойным, куражась и смеясь над его хмельными выходками, а улучив подходящий момент, может, завладев бессмертной душой бедолаги, поселиться в его теле, используя вместо костюма или водя по улицам, как ярмарочного шута, на всеобщее обозрение и осмеяние. И тогда никто уже не поможет горемыке от рогатого провожатого избавиться. Разве что отыщется опытный знахарь, умеющий припадочных и одержимых отчитывать, или согласится местный священник прочесть над запойным все псалтыри по три раза. Да и то за счастливый исход дела ни тот, ни другой не поручатся.

Вот и выходит: «Во хмелю сладко, да потом - гадко». Так что, направляясь к соседу и захотев «для почину выпить по чину», стоит, наверное, и о том помнить, что «первая рюмка - на здоровье, вторая - на веселье, а третья - на вздор». Поэтому «пить-пей, да себя разумей»!
Аватара пользователя
УСМАНКА
Администратор
Сообщения: 5337
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 21:08
Реальное имя: Элла
Откуда: Воронеж

Re: Январь.

Сообщение УСМАНКА »

21 января. Нельзя сказать, что бы слыл этот день самым холодным в году, зато ветрами он, видно, не прочь был позабавиться, ведь

недаром его в народе «Емельян - закрути буран» прозвали, заодно примечая: «Если ветер с юга снежные облака гонит - быть лету грозовому, дождливому, а коли Емельян тихим простоит, то и лето солнцем порадует».

Но погодоуказчиков и ветропогонщиков среди зимних дней находилось немало, а Кумишным одного Емельяна считали. И все от того, что во многих районах России в этот день принято было куму с кумой крестника навещать, принося в подарок новое полотенце и кусок мыла, вручая их молодой матери со словами: «Вот тебе, кума, мыльце да белое белильце для крестника». Пришедших нужно было хорошенько угостить, а подарками при первом же купании ребенка воспользоваться, иначе они могли потерять свою волшебную силу, так и не принеся ожидаемой пользы. Ведь, согласно существовавшему когда-то поверью, от «кумишного мыльца» младенец не по дням, а по часам рос, здоровьем и силой наливаясь.

Календарь праздников. Народный праздник 21 января. Занимателен был Емельянов день, а вечер и того интереснее. Потому что, завершив шумные праздники и отдохнув немного, начинали с Емельяна вечерами по избам прелюбопытнейшие истории друг другу рассказывать, не уставая слушать, удивляться и охать от восхищения, нисколько не заботясь о правдоподобности услышанного. Лишь бы был рассказчик словоохотлив и история занимательна, а там «мели Емеля - твоя неделя!».

Кстати, когда-то «неделей» (не дело) называли на Руси воскресный день, предпочитая работе ничего не деланье. Так что нашему Емеле не семь дней на рассказ отпускалось, а лишь один вечер студеного зимнего дня, когда, собравшись возле теплой печки, вся многочисленная деревенская семья могла позволить себе «махнуть рукавом» на дела и хлопоты, «сесть сложа руки» и, «не взирая на лица», слушать человека, «не зарывшего в землю талант» рассказчика.
Аватара пользователя
УСМАНКА
Администратор
Сообщения: 5337
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 21:08
Реальное имя: Элла
Откуда: Воронеж

Re: Январь.

Сообщение УСМАНКА »

22 января – Петр и Филипп. Если верить народным приметам, солнечная погода этого дня обещает летом непохожий урожай.
Аватара пользователя
УСМАНКА
Администратор
Сообщения: 5337
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 21:08
Реальное имя: Элла
Откуда: Воронеж

Re: Январь.

Сообщение УСМАНКА »

23 января. И почему это святителя Григория в народе летоуказателем прозвали, если по тому, каким выдался день, о погоде октября

судили. Разве что из-за инея, мохнатой пеленой покрывающего стога и скирды? Говорят, если он к соломе прилипает, а на деревьях не держится- лето будет сырым и холодным. Поживем - увидим. А сейчас предлагаем прокатиться по гладко накатанной дороге с веселой компанией участников хмельного санного поезда, торопящегося на свадьбу. Ведь придет масленица и положит конец зимним свадебным неделям, а дело благое стоит ли до весны откладывать.

Шумный свадебный кортеж, состоящий из многочисленных друзей и родственников, порой на целую версту растягивался. И каждый в этой веселой компании величался по-своему. Например, деда или отца жениха, ехавшего во главе свадебного поезда с иконой в руках, называли боярин или тысяцкий. Товарищей жениха - бояре, а подруг невесты - боярки. Лучшего друга жениха, скакавшего перед вереницей саней верхом на коне, звали вершник, а кучера невесты - возила или повозник. Родственник, отвечающий на свадьбе за пиво, был гвоздарем или бочкарем, а охранитель брачных покоев - клетником. Главного распорядителя свадьбы со стороны жениха называли дружкой, а того молодца, что шапкой жениха заведовал - колпачником или подколпачником. Младшего брата невесты или мальчика, «продающего» ее косу,- косником, женщин, пекущих обрядовый каравай - каравайницами, а плакальщиц, помогающих невесте причитать,- подголосницами или причетчицами. Тех, кто двери перед молодыми отворял, величали ключарями, сторожами, придворниками, а колдуна или знахаря, оберегающего свадьбу от «дурного глаза»,- вежливец. Родственники невесты, отвозившие в дом жениха ее постель, назывались коробейниками, а гости со стороны жениха - поезжане. Мужчина, сватавший невесту, был сват или сватовец, а если это щекотливое дело доверялось женщине, тогда ее свахой или сведуньей называли. И наконец, все участники свадебного поезда звались свадебниками, свадебщиками или сваребьянами.

Все гости, чтобы оградить свадебные торжества от сглаза и порчи, должны были поверх платьев и рубах вязанными поясками подпоясаться, в которые сотни крошечных узелков вплетались. Считалось, что ведьма или ворожея до той поры не сможет молодым вреда учинить, пока последнего узелка на гостевых поясках не развяжет.

Календарь праздников. Народный праздник 23 января. Чтобы супружеская жизнь была долгой и счастливой, невесте дарили гребень, а жених должен был в день свадьбы положить в карман хоть щепотку соли, а в каждый из носков по медной монетке. Против козней колдунов и «черного глаза» где-то на теле или в складках праздничного платья жених с невестой прятали лук, чеснок, янтарь, ладан, льняное семя, иголки без ушек, кусочек ольховой коры, а под ноги стелили меховой полушубок - как символ будущего богатства и благополучия.

Ну а само свадебное застолье проходило, как и поныне, шумно, весело, со множеством яств и напитков. Утром молодую чету вели в баню, где молодуха с гордостью демонстрировала свахе и матери знаки своей девственности, оставшиеся после первой брачной ночи на сорочке или простыне как свидетельства целомудренного поведения.

Утренним посещением бани основные свадебные обряды завершались, но праздничное торжество и шумное застолье растягивалось порой на несколько дней, переходя из одной избы в другую.

А уже через год бывшие молодожены собирали родных и друзей на ситцевую свадьбу, получая в подарок отрезы этой яркой красочной ткани. Пятилетие совместной жизни отмечали свадьбой деревянной, семилетие- медной, а свадьба розовая была итогом десяти прожитых в супружестве лет. Черед стеклянной свадьбы наступал на пятнадцатый год, а еще через пять лет можно было отмечать свадьбу фарфоровую. Пройдя по жизни четверть века, супруги, обменявшись серебряными колечками, шумно и весело справляли свою серебряную свадьбу, а прожив в мире и согласии еще пять лет, отмечали они свадьбу жемчужную, затем полотняную и рубиновую.

А. потом приходило время свадьбы золотой, венчавшей полувековой совместный путь счастливых супругов. Прожив вместе шестьдесят лет, можно было отмечать бриллиантовый юбилей, свадьбу платиновую справляли на шестьдесят пятом году совместной жизни, а еще через пять лет наступал черед свадьбы коронной! Дай Бог и вам ее отметить, а нам на ней погулять.
Аватара пользователя
УСМАНКА
Администратор
Сообщения: 5337
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 21:08
Реальное имя: Элла
Откуда: Воронеж

Re: Январь.

Сообщение УСМАНКА »

24 января – Федосей-весняк. Издавна считалось, что тепло на Федосея – к ранней весне. Если в этот день морозно – поля засеешь поздно.
Аватара пользователя
УСМАНКА
Администратор
Сообщения: 5337
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 21:08
Реальное имя: Элла
Откуда: Воронеж

Re: Январь.

Сообщение УСМАНКА »

25 января. Накануне дня снятой мученицы Татианы принято было Бога о солнечном морозном утре молить, которое сулило ранний прилет птиц, теплое лето и богатый урожай. Да и празднику хорошая погода никогда не мешала, а на Руси его принято было справлять шумно и весело, от души поздравляя всех Татьян. Ведь только один раз упоминалось это имя в православных святцах, тогда как Иваны, например, свои именины могли десятки раз отмечать.

Согласно церковным календарям, этот день был учрежден в память о погибшей за христианскую веру святой мученицы Татианы, дочери римского консула, диакониссы, казненной при императоре Севере в начале третьего столетия нашей эры. А около полутора тысяч лет спустя, 25 января 1755 г. русская императрица Елизавета Петровна подписала указ об учреждении в Москве университета, домовая церковь которого была названа в честь святой мученицы Татианиной.

Так чисто религиозный праздник, отмечаемый православной церковью, стал еще и любимым праздником славного российского студенчества, приобретая со временем свои неповторимые черты, обрастая привычками, традициями и даже обычаями.

По воспоминаниям современников, «вся Москва знала, что праздник университетской молодежи, их старых профессоров и бывших студентов- солидных врачей, адвокатов, учителей - будет шумным... Целые толпы молодежи вместо занятий шли «завтракать» в ресторан «Эрмитаж», к которому там готовились заранее, снимая скатерти со столов, унося из залов вазы и растения в горшках. В общем все, что можно было разбить. А «завтрак» этот продолжался порой до позднего вечера....»

Возможно, нынешние студенты и не отмечают Татьянин день в залах столь известного московского ресторана, но празднуют его все так же широко и весело, по обычаю шумя и балагуря, устраивая столы «вскладчину», главными украшениями которых могут быть и такие привычные для студенческого меню блюда, как бутерброды.
Аватара пользователя
УСМАНКА
Администратор
Сообщения: 5337
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 21:08
Реальное имя: Элла
Откуда: Воронеж

Re: Январь.

Сообщение УСМАНКА »

26 января – Ермилов день. Если кошка катается по полу – к теплу; если свернулась в клубок – к морозам; если когтями скребет пол – к метели.
Аватара пользователя
УСМАНКА
Администратор
Сообщения: 5337
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 21:08
Реальное имя: Элла
Откуда: Воронеж

Re: Январь.

Сообщение УСМАНКА »

27 января – Нинин день. С давних пор считалось, что люди, рожденные в этот день, обладают особенным даром лечения других.
Аватара пользователя
УСМАНКА
Администратор
Сообщения: 5337
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 21:08
Реальное имя: Элла
Откуда: Воронеж

Re: Январь.

Сообщение УСМАНКА »

28 января. Зимний денек с воробьиный скок, к середине января- стало два, а пришел Павел - сразу час прибавил. Хотя зимнее солнце что вдовье сердце - и радо бы согреть, да силушки нет. Но и за то спасибо, что светать стало раньше. Правда, лихие братья морозы, словно не желая замечать этого, по-прежнему «за нос щиплят и уши рвут». Но как ни сильна зима, и ей на земле срок отпущен. Вот отхороводит свое с ветром северным и на покои отправится.

Кстати, он сегодня не на шутку разыгрался, а если на Павла ветер сильный - год сырым обещает быть. Одно утешение - разогнал северный бродяга облака и по уже темнеющему небу месяц звезды рассыпал. А если павловская ночь звездна - будут льны хороши и отава (атава) порадует. Хотя сейчас немногие, наверное, знают, что так когда-то называли выросшую после выпаса скота или покоса траву. Впрочем, мы о многом теперь забыли, а не мешало бы вспомнить.
Аватара пользователя
УСМАНКА
Администратор
Сообщения: 5337
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 21:08
Реальное имя: Элла
Откуда: Воронеж

Re: Январь.

Сообщение УСМАНКА »

29 января – Петр-верига. В этот день крестьяне проверяли количество оставшегося корма.
30 января – по народному календарю Антон-перезимник. Антон-перезимник, отеплит, обнадёжит а после обманет – колким морозом всю землю стянет.
Аватара пользователя
УСМАНКА
Администратор
Сообщения: 5337
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 21:08
Реальное имя: Элла
Откуда: Воронеж

Re: Январь.

Сообщение УСМАНКА »

31 января. Холодна зима российская, а батюшка январь, уходя, свой последний день на земле особыми морозами отмечает - афанасьевскими, которые, как говорят в народе, «шуток шутить не любят». Так что «пришел Афанасий Ломонос - береги щеки и нос».

Но как бы ни был суров январь напоследок, а прежней силы ему не вернуть, да и «мороз лишь ленивых за нос хватает, а перед проворными шапку снимает». Пережили крещенские холода, перетерпим и афанасьевские, да и не в них дело, когда по деревням знахари ведьм гоняют, зная, что для этого им лишь день в году отпущен.

Ведьмы (от глагола «ведать», то есть «знать») издавна пользовались в народе дурной славой. В повседневной жизни их трудно было отличить от обыкновенных людей, а ночами, говорят, они, распустив волосы, вылетали через печные трубы на помеле, венике или ухвате, отправляясь на шабаш. Там вместе с чертями и прочей нечистью они развлекались до самого утра, танцуя спиной к спине, пародируя церковные обряды, например, венчая ужа с жабой, и совершая множество других пакостей, противных духу христианского вероучения и законам природы.

Календарь праздников. Народный праздник 31 января. Шабаши могли происходить ежедневно, но ведьмы почему-то отдавали предпочтение ночам с субботы на воскресенье. А главный, так сказать, итоговый шабаш устраивался ими на Ивана Купалу. В это время суеверные люди предпочитали из дома не выходить, проводя вечер в молитвах и чтении духовных книг. А для верности вывешивали на окнах пучки крапивы, загораживали двери осиновыми деревцами, а по углам избы и над входом рисовали кресты.

Говорят, ведьмы бывают природные и невольные. То есть одним из них ворожба и колдовство передаются по праву рождения, а другие становятся ими по воле случая, взяв, например, из рук умирающей ведьмы какой-то предмет или уснув ненароком на ее перине. Считается, что природные ведьмы рождаются с маленьким хвостиком, а у невольных его нет. Зато те и другие обладают двойным зрением, то есть видят то, чего простые люди нипочем не разглядят. А кроме того, они умеют летать, превращаться в свиней, сорок, собак и черных кошек, напускать порчу, вызывать засуху или проливные дожди.

В день Светлого Христова Воскресенья ведьмам дается дьявольская сила, благодаря которой они становятся невидимыми. На Васильев вечер эти летающие на помелах и ухватах особы могут украсть месяц, случайно спрятавшийся за тучку. В Лукову ночь они пропитывают росой холсты, с помощью которых ворожат потом над скотиною. А в канун Егория Вешнего ходят по дворам, срезают стружки с дверей хлева и варят их в подойниках, от чего у коров вымя сохнет, а молоко пропадает.

Отличить настоящих ведьм от обыкновенных деревенских баб бывает очень сложно. Ведь они, говорят, даже церкви посещают, простаивая всю службу спиной к царским вратам. Но это только очень внимательный священник может заметить и то лишь при выносе святых даров. А люди простые используют для распознавания ведьм иные средства. Считается, например, что если в день заговенья лечь спать с кусочком творога за щекой, а на утро отправиться с ним в церковь, сразу среди молящихся невольную ведьму заметишь, хотя природная так и останется невидимой.

Впрочем, и у нее слабость есть, которая настоящую ведьму с головой выдает. Не могут или не смеют природные ведьмы считать как обыкновенные люди: один, два, три и т.д. Им почему-то нужно так говорить: одион, другиан, тройчан, черичан. Вместо цифры 5 у них получается подон,

6 звучит как лодон, 7 - сукман, 8 - дукман, 9 - левурда, а 10 - дыкса. Если человек покалечит ненароком черную кошку, свинью или собаку, а на утро окажется, что одна из знакомых изувечена таким же образом, можно не сомневаться в ее ведьмацком происхождении.

Хотя люди знающие утверждают, что ранить настоящую ведьму очень трудно, потому что, пока не запоют петухи, все удары от нее отскакивают. Разве что бить ее тележной осью, повторяя при каждом ударе: «раз». Сказать «два» - себя погубить, оттого что с этим словом человека при встрече с ведьмой покидает вся сила, а вместе с ней и жизнь.

Но все же «умеючи и ведьму бьют». Только для этого нужно выбрать подходящее время, место, а главное - найти человека, в этих вопросах сведущего. Вот и приходится на поклон к колдунам и знахарям идти, которые охотнее всего берутся за это рискованное дело в день святителя Афанасия, заговаривая особым образом печные трубы, забивая под «князек» осиновый клин, рассыпая по загнетке собранную из семи печей золу. А потом отправляются они к деревенской околице, чтобы у последнего плетня, выходящего на запад, той же заговоренной золой путь ведьме преградить. Считается, что после этих колдовских манипуляций бежит она из деревни куда глаза глядят или обмирает на месте, ступив ногой на рассыпанную семипечную золу. Тут следует расстараться и для верности вбить гвоздь в ее тень, чтобы все козни и злобные чудачества разгулявшейся ведьмы пресечь раз и навсегда.
Ответить

Вернуться в «Народный календарь.»